Нужно или нет уметь защищать себя ребенку самостоятельно, распознавать опасные ситуации? Это не вызывает сомнений в последнее время, ведь самой незащищенной частью населения являются наши дети. И как правило из-за собственной неосмотрительности и беспечности они чаще всего и страдают. Детям необходимо представить для усвоения следующее:
- Причина – почему случилась беда, от чего она произошла.
- Опасность пожара – что грозит от беды самому ребенку, окружающим, животному миру, природе.
- Последствия – какие нежелательные последствия происходят.
При проведении этой работы обязательно нужно учитывать психо-физические качества и возрастные особенности каждого ребенка. На восприятие всего материала влияет личность воспитателя, поведение и манера его речи, настроение и конечно же «интересность». Когда воспитатель рассказывает дошкольнику о пожаре, об опасности пожара, о его последствии ему нужно выбрать необходимую тактику, интонацию.
Самой наихудшей тактикой является тактика устрашения. Поскольку дети отличаются от нас взрослых высокой внушаемостью и восприимчивостью, им нельзя выложить страшные факты и тревожные цифры. Из-за этого у них с высокой вероятностью могут развиваться невротические состояния, их последствия зачастую проявляются даже во взрослой жизни. Большинство психологов считают, что при очень серьезной теме обсуждения у воспитателя должен быть спокойный тон.
Во всех видах деятельности необходимо продолжать знакомить детей с правилами обращения с огнем. В образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим миром, при знакомстве с профессиями пожарных, спасателей необходимо включать фрагменты, связанные с безопасным поведением. Так же эти фрагменты включаются и в занятия по конструированию, изо-деятельности, чтение художественной литературы. Викторина как игра имеет большую привлекательность для детей, ребенок имеет шанс для самовыражения. Но особое внимание при организации викторин необходимо обращать на точную формулировку вопросов.
Необходимо проводить различные конкурсы по этой тематике в целях готовности их к действиям при пожаре. Это могут быть музыкальные или спортивные развлечения, конкурсы стихов, рисунков. Подобные мероприятия рекомендуется проводить с родителями, что так же привлекает детское внимание. Как правило, целью таких мероприятий служит ознакомление детей со службой спасения «01» и с основами противопожарной безопасности.
При организации совместных развлечений с родителями, необходимо учитывать следующие моменты, это: мотивация ребенка на участие в этом конкурсе, обязательно должен быть соблюден принцип добровольности; очень интересная и привлекательная для ребенка формулировка названия конкурса; привлекательный приз; состав жюри, в него должны входить обязательно и не принимающие участия в конкурсе дети.
При соблюдении всех вышеизложенных моментов конкурс рассматривается, как один из элементов при котором у детей формируется мышление о безопасной жизнедеятельности, ребенок способен предвидеть потенциальную опасность, бережно относиться к окружающим и себе, грамотно действует при пожароопасной ситуации. Так же немаловажно уделять большое внимание дидактическим играм, ролевым, играм-драматизациям, игровому моделированию, игровым персонажам, игровым проблемным ситуациям.
Игра является обязательной и неотъемлемой формой деятельности дошкольника, она позволяет ему автоматизировать и связывать умения, а также попытаться применить все знания на практике. Следовательно, игра является неотъемлемым атрибутом воспитательной и ученой деятельности ребенка. При сюжетно-ролевых играх особенностью является то, что дети получают роли заранее в рамках задуманного сюжета игры воспитателем и соответственно материал для действий в данной роли. При проведении детям наглядно объясняется, как правильно вызвать пожарных, куда звонить при возникновении пожара, как себя вести и что делать во время пожара, чтобы не случилась беда. С большим интересом дети принимают участие в ролевых играх, усваивают новую информацию, предложенных воспитателем.
При составлении и решении задач дети совместно с воспитателем анализируют различные ситуации, принимают самостоятельно благополучные решения, прогнозируют последствия. Так же очень полезно давать такие задания детям на дом, где они советуются с взрослыми членами своей семьи. Это привлекает внимание родителей к проблеме пожарной безопасности и позволяет найти общие интересы в общении. При составлении и разработке познавательных занятий по противопожарной безопасности необходимо учитывать такие дидактические методы, как: систематичность, доступность, последовательность от частного к общему и от простого к сложному.
Занятия не должны быть похожи одно на другое, они должны отличаться по используемым методам, по форме и приемам. При выборе методов служат степень сложности заданий или материала и познавательные возможности детей.
В современных исследованиях указывается, что при обучении детей безопасному поведению «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности» в том числе и противопожарной.
Следовательно, в своей работе необходимо большое внимание уделять художественной литературе при ознакомлении с которой ребята на примере литературных персонажей анализируют их поступки и поведение, а так же решают как бы они поступили в той или иной ситуации.
Таким образом, при соблюдении вышеизложенных моментов у детей формируются навыки безопасного поведения с огнем, дети умеют обращаться с предметами повышенной пожарной опасности, с электроприборами. Они умеют вести себя в пожароопасных ситуациях дома, на природе, в детском саду. Дети по отношению к другим людям проявляют эмоциональную отзывчивость. Дошкольники превращаются в активных субъектов собственной безопасности и здоровья из пассивных объектов. У них развивается возможность осознания своего личного здоровье сберегающего поведения.
Информация взята с сайта: nsportal.ru